Авиация

Установка контроля авиационных колес «SMARTSCAN»

Наличие значительных динамических нагрузок на диски колёс летательных аппаратов во время взлётов и особенно приземлений, вынудили их производителей ввести для эксплуатирующих и ремонтных компаний обязательные процедуры по методам неразрушающего контроля авиационных колёс.

Наиболее ответственной зоной при контроле считается зона прилегания реборды половинки колеса к цилиндрической поверхности. Ведь в случае наличия трещин в цилиндрической поверхности, может произойти только разгерметизация и спускание колеса, в отличии от ситуации, когда наличие трещины в зоне радиусного перехода реборды в цилиндрическую поверхность может привести к разрушению реборды и попаданию её частей в двигатели воздушного судна.

Основными методами неразрушающего контроля для обнаружения поверхностных дефектов при проведении работ на колёсно-ремонтных участках, являются капиллярный и вихретоковый методы.

Большая часть работ по выполнению инспекции выполняется вихретоковым методом контроля (далее - ВТК), так как он позволяет выполнять проверку колёс без удаления лакокрасочного покрытия, в отличие от капиллярного метода, который применяется только при его отсутствии.

Требования производителей колёс для самолетов и вертолетов к проведению ВТК изложены в нормативной документации и регламентируют выполнение инспекции как ручным, так и автоматизированным методом.

Ручной метод требует выполнения чёткой разметки колеса в соответствии с зоной захвата вихретокового преобразователя (далее - ВТП) и внимательности дефектоскописта, который должен выполнять рутинную работу на протяжении длительного времени.

Применение современных серводвигателей и контроллеров позволило упростить работу дефектоскопистов и создать уникальные автоматизированные или полу-автоматизированные системы, которые позволили выполнять инспекцию сложного профиля авиационного колёса с фиксированным шагом перемещения ВТП за один оборот (шаг спирали), в разы повысить производительность и достоверность контроля.

В данной статье рассмотрена система такого типа «SMARTSCAN» разработки и производства «Ассоциации ОКО».

Установка «SMARTSCAN» позволяет выполнять вихретоковый контроль основных и носовых колёс самолётов, диаметром от 230 до 670 мм, различных мировых фирм производителей таких как Messier – Bugatti, Goodrich, Honeywell, Maggitt и др.


Установка обеспечивает контроль следующих зон:

  • цилиндрической поверхности колеса;
  • радиусного перехода от цилиндрической поверхности в реборду;
  • зону сопряжения радиусного перехода с ребордой.

Установка конструктивно состоит из следующих узлов:

  • Стол (рама) с поверхностью для размещения колёс;
  • Механизм захвата ступицы колеса;
  • Механизм подъёма/опускания колеса;
  • Механизм вращения колеса;
  • Механизм перемещения ВТП в горизонтальной и вертикальной плоскости;
  • Кронштейн для установки калибровочного образца;
  • Стойка размещения дефектоскопа Eddycon C;
  • Пульт управления установкой.

Установка выпускается в двух модификациях:

  • Модель «SMARTSCAN» - позволяет выполнять полу-автоматизированный контроль колес при помощи портативных вихретоковых дефектоскопов различных фирм производителей. Поставляется в комплекте с дефектоскопом Eddycon C.
  • Модель «SMARTSCAN-FA» - обеспечивает полностью автоматизированный цикл контроля с возможностью остановки на дефекте, сохранения результатов контроля, создания базы данных по всем проконтролированным колёсам, печати протоколов контроля и т. д. Поставляется в комплекте с дефектоскопом Eddycon D.

Установка контроля авиационных колес «SMARTSCAN»

Различные варианты исполнения установки контроля авиационных колёс, предоставляют сервисным организациям возможность выбора оптимальной комплектации для повышения производительности контроля и его автоматического протоколирования.

Сохраненные протоколы результатов контроля колес могут иметь важное значение, особенно в случае необходимости подтверждения факта проведения контроля конкретного колеса и его результатов.


Преимущества установки:

  • Реализован уникальный алгоритм «прилипания» ВТП к контролируемой поверхности, т.е. отслеживание профиля колеса даже в случае наличия вертикального и горизонтального биения колеса;
  • Наличие выноской кнопки “Пауза” для остановки контроля и проведения ручного подтверждающего контроля;
  • Возможность контроля колёс положением реборда вверху/реборда внизу;
  • Наличие адаптеров для контроля колёс без ступицы со вкрученным ниппелем;
  • Надёжное центрирование колёс с большой массой;
  • Наличие блокировок по превышению усилия, прилагаемого к механизму перемещения ВТП, для предотвращения травмирования оператора и механического повреждения ВТП.


Особенности установок:

  • Управление установкой может осуществляется как с пульта оператора, так и с интерфейса специализированного программного обеспечения;
  • Наличие возможности быстрого ручного подвода ВТП к контролируемому колесу для определения параметров настроек (высота подъёма колеса, высота координат перемещения ВТП для начала и завершения контроля);
  • Установка обеспечивает автоматическую проверку работоспособности ВТП на настроечном образце как до начала контроля, так и после его завершения;
  • Возможность установки регулируемого шага спирали во время перемещения ВТП от 0,1 мм до 2 мм, а также скорости вращения колеса;
  • Механизм захвата ступицы колеса позволяет центрировать авиационные колёса, на позиции контроля, весом до 150 кг и выполнять их вращение со скоростью до 120 об/мин;
  • Возможность ручной и автоматической остановки на дефекте;
  • Возможность возврата на дефект;
  • Подключение к сети Ethernet;
  • Сохранение результатов контроля в памяти дефектоскопа Eddycon C (SMARTSCAN), либо на ПК (SMARTSCAN-FA);
  • Программное обеспечение установки обеспечивает возможность создания и сохранения индивидуальных настроек контроля для всех контролируемых колёс, а также их последующий вызов.
  • За счёт применения качественных комплектующих, а также модульности установки ремонт и восстановление работоспособности установки занимают минимальное время;
  • Автоматизация процесса позволяет контролировать половинки колёс с увеличением производительности в разы по сравнению с ручным контролем, при обеспечении 100% сканирования;
  • Простота в работе.

Спецификация установок SMARTSCAN

Модель SmartScan SmartScan-FA
Тип установки Полу-автоматические Автоматический
Габаритные размеры 750 мм × 990 мм × 1250 мм 750 мм × 990 мм × 1250 мм
Вес Не более 350 кг Не более 350 кг
Дефектоскоп Eddycon C Eddycon D
Тип ВТП

Параметрический с цилиндрическим чувствительным элементом.

Частота — 200 кГц

Диаметр ВТП – 6 мм

Другие типоразмеры ВТП по отдельному запросу

Параметрический с цилиндрическим чувствительным элементом.

Частота — 200 кГц

Диаметр ВТП – 6 мм

Другие типоразмеры ВТП по отдельному запросу

Maксимальный диаметр колеса 670 мм 670 мм
Maксимальная нагрузка на установку 200 кг 200 кг
Шаг витка Настраиваемый от 0,1 мм до 2 мм Настраиваемый от 0,1 мм до 2 мм
Область контроля Адаптивное отслеживание поверхности профиля колеса Адаптивное отслеживание поверхности профиля колеса
Перемещение ВТП по вертикали 430 мм 430 мм
Скорость вращения 1-120 об/мин 1-120 об/мин
Скорость контроля до 10 м/с до 23 м/с
Сигнализация Визуальная и звуковая Визуальная и звуковая
Питание 110-240 В, 50/60 Гц 110-240 В, 50/60 Гц
Запись и хранение данных

+

(память дефектоскопа Eddycon C)

+

(Жёсткий диск ПК, база данных)

Ручной контроль

+

(набор ВТП для ручного контроля)

+

(набор ВТП для ручного контроля)

Внешняя кнопка “Пауза” + +
Положение колеса Реборда вверх/Реборда вниз Реборда вверх/Реборда вниз
Автоматическая настройка на образце + +
Автоматическая остановка на дефекте

+

(опционально)

+
Возврат на дефект - +
Транспортировочный стол сформирован из резиновых роликов сформирован из резиновых роликов
Пульт управления встроенный встроенный
Рабочие режимы Запрет, Ручной (с автоматической настройкой на образце), Остановка на дефекте, Автоматический Запрет, Ручной (с автоматической настройкой на образце), Остановка на дефекте, Автоматический
Выходы 3 – USB порта, HDMI или Display порт, Ethernet порт 3 – USB порта, HDMI или Display порт, Ethernet порт
Комплект ПК Беспроводная клавиатура и мышка, монитор, системный блок, специализированное ПО Беспроводная клавиатура и мышка, монитор, системный блок, специализированное ПО
Набор адаптеров Для колёс без ступицы
(p/n  C20626200  (SAFRAN),
p/n  3-1674 (GOODRICH)
Для колёс без ступицы
(p/n  C20626200  (SAFRAN),
p/n  3-1674 (GOODRICH)

Применение автоматизированных установок вихретокового контроля «SMARTSCAN» позволит повысить производительность и достоверность проведения контроля с минимизацией влияния человеческого фактора.


Наши партнеры

ASNT-banner logo