Рельсовая дефектоскопия


Технологии контроля

Ручной контроль рельс и сварных соединений рельсов

Механизированный контроль рельс с помощью съемных тележек

Скоростной непрерывный контроль рельс с помощью мобильных средств



Прочность и надежность рельс при их эксплуатации имеет решающее значение для железнодорожной отрасли, это связано с тем, что развитие дефектов и нарушений прочностных характеристик рельс может привести к их излому или даже к крушениям. Многолетняя эксплуатация рельс показала какие дефекты преимущественно в них развиваются (см. UIC Code 712 R) и конечно же это может серьезно сказаться на безопасности движения железнодорожного транспорта. Научно-производственные предприятия занимающиеся неразрушающим контролем рельс при их эксплуатации все время улучшают как методы контроля, так и технологию анализа результатов контроля для обеспечения своевременного обнаружения не только критических дефектов, а и дефектов начавших свое развитие. Для этого научно-производственная фирма «Ультракон-Сервис» разработала серию ультразвуковых дефектоскопов: двухниточный рельсовый ультразвуковой дефектоскоп УДС2-73, однониточный рельсовый ультразвуковой дефектоскоп УДС2-77, ручной портативный ультразвуковой дефектоскоп Sonocon B, для контроля железнодорожного полотна.






Технологии контроля




Железнодорожные рельсы контролируются с помощью ультразвуковых волн высокой частоты, обычно для контроля рельс используются ультразвуковые волны частотой от 2 до 5 МГц. Так как дефекты в рельсах имеют различный характер (направление развития, производственные дефекты, эксплуатационные дефекты) используют различные углы ввода ультразвука в рельс и различные схемы прозвучивания и методы контроля, например: эхо-метод, зеркально-теневой метод, тандем-методы. Также производители оборудования неразрушающего контроля рельс для эффективного и оперативного обнаружения дефектов реализуют различные виды вывода данных на экран, например: А-скан, Б-скан и их различные комбинации. Такое разнообразие методов контроля и схем прозвучивания, а также различные виды визуализации данных позволяют эффективно и с большой вероятностью обнаруживать дефекты на разных стадиях развития.





Ручной контроль рельс и сварных соединений рельсов.




Ручной контроль рельс подразумевает под собой использование ручного ультразвукового дефектоскопа, набора ультразвуковых преобразователей и специального сканирующего устройства с помощью которых можно проводить вторичный контроль уложенных в путь ж/д рельсов по результатам механизированного контроля ультразвуковыми или совмещенными вагонами-дефектоскопами и автомотрисами, а также для досварочного контроля концевых участков новых и старогодных рельс перед их сваркой на рельсосварочном предприятии или в пути и контроля стыков сваренных электроконтактным или алюмино-термитным способами.





Механизированный контроль рельс с помощью съемных тележек




Данный тип контроля подразумевает использование механизированных тележек, которую приводит в движение оператор. Разделяют два типа данный устройств:

  1. Ультразвуковая однониточная тележка;
  2. Ультразвуковая двухниточная тележка.
  3. Вихретоковая однониточная тележка.

 

На данных механизированных тележках размещается электронное оборудование и блоки преобразователей, которые в свою очередь реализуют различные схемы контроля рельс.

 

Механизированные ультразвуковые дефектоскопы позволяют проводить:

  1. сплошной контроль со скоростью до 4 км/ч на наличие дефектов в обеих нитях железнодорожного пути по всей длине и сечению рельса, за исключением перьев подошвы;
  2. ручной подтверждающий контроль отдельных сечений рельсов и сварных стыков;
  3. определять параметры обнаруженных дефектов и сохранения результатов контроля в энергонезависимой памяти.




Скоростной непрерывный контроль рельс с помощью мобильных средств




Данная технология заключается в том, что контроль рельс проводится с помощью высокоскоростных транспортных систем (автомобиль, вагон или автоматриса) без остановки по назначенному маршруту; это позволяет контролировать участки, превышающие 100 км за смену. После чего данные контроля отправляются и анализируются в удаленном месте. Как только данные проанализированы, и найденны потенциально опасные участки рельс, отчет отправляется операторам проводящим подтверждающий контроль с помощью ручных или механизиорванных дефектоскопов.





Наши партнеры

ASNT-banner logo