Железнодорожный транспорт

Автоматизированные средства неразрушающего контроля

В 2003 году коллективом нашего предприятия был разработан новый широкозахватный преобразователь для контроля гребня П131-2,5-ШЗ-003. Это совершенно новый датчик, предназначенный специально для контроля гребней и совмещающий в одном корпусе 2 пьезопластины, направленных таким образом, чтобы одна прозвучивала верхнюю часть гребня, а вторая — нижнюю. За счет этого существенно расширяется акустическое поле преобразователя, а процесс контроля значительно упрощается.

Сегодня мы затронем тему ультразвукового контроля гребней цельнокатаных колес согласно нормативному документу РД-07.09-97.

Краткая предыстория

Ранее существовала инструкция по контролю гребней с помощью сканирующего устройства УСКм, в соответствии с которой контроль проводился в два приема:

  1. контроль нижней части гребня
  2. контроль верхней части гребня


Преобразователь П131-2,5-50-ШЗ-003

Обе эти процедуры производились разными датчиками, установленными в сканирующее устройство УСКм. Один из преобразователей отвечал за нижнюю, другой — за верхнюю часть гребня. Использование двух датчиков было необходимо, поскольку акустическое поле одного не охватывало обе зоны. За неимением более совершенных преобразователей это все же было намного эффективнее, нежели ручной контроль.

Однако дефектоскописту приходилось каждый раз переставлять датчик либо менять УСКм при переходе от контроля обода к контролю гребня колеса. Большинство предприятий решили эту проблему путем приобретения дополнительного сканирующего устройства.

Как уже не раз успели убедиться наши потребители, фирма «Ультракон-Сервис» на месте не стоит и постоянно обогащает отечественный рынок неразрушающего контроля различными усовершенствованиями.

В 2003 году коллективом нашего предприятия был разработан новый широкозахватный преобразователь для контроля гребня П131-2,5-ШЗ-003.

Это совершенно новый датчик, предназначенный специально для контроля гребней и совмещающий в одном корпусе 2 пьезопластины, направленных таким образом, чтобы одна прозвучивала верхнюю часть гребня, а вторая — нижнюю. За счет этого существенно расширяется акустическое поле преобразователя, а процесс контроля значительно упрощается.

К тому же немаловажен и экономический аспект внедрения новой технологии:

Во-первых, как минимум в два раза сокращается время контроля. А в действительности более чем в 2 раза, поскольку смена УСКм — также дополнительные временные затраты.

Во-вторых, экономичнее покупать одно УСКм вместо двух.

Сразу за разработкой преобразователя последовала и инструкция по контролю гребней цельнокатаных колес с применением новинки. Впоследствии она была внедрена на множестве предприятий УКРЗАЛИЗНЫЦИ. А по прошествии 3 лет мы решили исследовать результаты эксплуатации и эффективность применения нашего датчика.


Использование УСКм с новым широкозахватным ПЭП на Дарницком вагоноремонтном заводе

В процессе подготовки нового номера журнала нами был произведен опрос вагонных предприятий различных железных дорог о результатах эксплуатации широкозахватного датчика для контроля гребня.

К сожалению, все анкеты мы разместить не смогли по причине слишком большого объема полученной информации, поэтому приводим только отдельные выдержки из писем.

Дрыга В. Н.
инженер по НК ОТК.
ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод»
3 года опыта работы в сфере НК, 13 человек в подчинении

УСКм приобретался в 2000 году, но датчик П131-2,5-ШЗ-003 был приобретен позднее в 2005.

За 2005 год по гребню было забраковано 252 колеса.

Из них 9 до наплавки и 243 — после.

Основные причины браковки:

  • 187 колес было забраковано по причине обнаружения недопустимых дефектов
  • 18 колес — наличие допустимых дефектов, расстояние между которыми менее 50 мм.
  • 38 колес — обнаружение в одном гребне более 10 допустимых дефектов

Среднее время, затрачиваемое на проверку одного гребня с новым широкозахватным преобразователем — 2 минуты!!!


Специалист «Ультракон-Сервис» Татьяна Рябец консультирует дефектоскопистов на производстве

Бородавченко А. В.
инженер по НК
Государственное предприятие «Укрспецвагон»

В 2003 г. было приобретено сканирующее устройство УСКм. Широкозахватный датчик для контроля гребня покупался позднее в 2004 году.

За время эксплуатации было проконтролировано 20360 колес (гребней).

Из них было забраковано 537 колес по гребню Все дефектные колеса были забракованы по причине обнаружения недопустимых дефектов.

Основная причина браковки гребня — образование трещин в процессе наплавки и последующего остывания.

Среднее время, затрачиваемое на контроль:

  • с помощью широкозахватного датчика — 5 минут
  • с применением 2-х ПЭП по старой методике — 10 минут.

На предприятии производится документирование результатов контроля с помощью записи в А-скан.

«Качество контроля УСКм с датчиком ШЗ лучше и быстрее, чем обычным 50-градусным старого образца»

Рогизная В. И.
Специалист по неразрушающему контролю.
Попаснянский вагоноремонтный завод
4 года опыта работы в НК
В подчинении находиться 24 человека

«П131-2,5-50-ШЗ-003 — уменьшает затраты времени на проверку и повышает производительность труда»

Параца Н. Г.
дефектоскопист колесного цеха.
Вагонное депо Красный Лиман.
15 лет опыта работы в НК

«Широкозахватный датчик — лучшее качество контроля»

Как показали результаты анкетирования, в среднем за месяц каждым предприятием производится контроль около 300 колес. При этом всеми опрошенными были отмечены существенные преимущества контроля гребня с помощью датчика ШЗ.

Эффективность очевидна: среднее время, затрачиваемое на контроль гребня широкозахватным датчиком — от 2 до 5 минут, в то время как на контроль старым способом было необходимо минимум 10-12 минут.

На большинстве предприятий в смену задействованы 1-2 дефектоскописта, которым порой приходится контролировать по 15-20 колесных пар за смену. В таких условиях просто необходимо пользоваться любыми существующими средствами повышения производительности контроля.

Далее хотелось бы затронуть еще один немаловажный вопрос — это обучение специалистов.

Практически с момента утверждения инструкции наш учебный центр «Ультракон-Сервис» разработал и утвердил программы обучения уже согласно новому документу. За это время было обучено около 200 специалистов со всех железных дорог Украины. Среди них как дефектоскописты, так и инженерно-технические работники. Необходимо отметить, что большинство из них принимало участие в опросе о результатах эксплуатации широкозахватного преобразователя.

На данный момент УЦНК «Ультракон-Сервис» является единственным центром, который проводит обучение согласно новой методике. К сожалению, другие центры все еще обучают по старым инструкциям. В результате происходит торможение внедрения новых прогрессивных методов контроля, существенно повышающих производительность и снижающих трудозатраты.

Кроме того, мы постоянно информируем наших слушателей о новых разработках и методиках, а также проводим демонстрационные показы работы нового оборудования.

В заключение хотим обратить Ваше внимание, что для нас крайне важно непрерывное совершенствование и развитие неразрушающего контроля на Украине.

Коллектив НПФ «Ультракон-Сервис» делает все возможное для создания новых приборов, датчиков и методик, способных максимально упростить работу дефектоскописта и свести к минимуму влияние человеческого фактора на результаты контроля.

Для удобства наших клиентов на фирме постоянно действует консультационный центр. Если у Вас возникают какие-либо вопросы либо трудности — звоните!

Мы всегда рады помочь!

Мамчур М. А.
Преподаватель УЦНК «Ультракон-Сервис»
Инженер отдела акустики ООО «Промприлад»
Специалист II уровня квалификации по ультразвуковому методу НК

Рябец Т. А.
Преподаватель УЦНК «Ультракон-Сервис»
Инженер отдела акустики ООО «Промприлад»
Специалист II уровня квалификации по ультразвуковому методу НК

Носач А. Н.
Главный специалист Государственного
Научно-исследовательского института Укрзализныци


Наши партнеры

ASNT-banner logo