Продолжаем работать!
Продолжаем готовить специалистов Неразрушающего Контроля (НК).

Железнодорожный транспорт

Автоматизированные средства неразрушающего контроля

Инженер НПФ «ПРОМПРЫЛАД» Е.В. Дубовой.

Магнитопорошковый контроль нашел широкое применение в авиации, химическом машиностроении, при контроле крупногабаритных конструкций , магистральных трубопроводов, судостроении, автомобильной и во многих других отраслях промышленности, но особенно широко и повсеместно он применяется на железнодорожном транспорте. Магнитопорошковый метод контроля имеет высокую производительность, наглядность результатов контроля и высокую чувствительность. При правильной технологии контроля деталей этим методом обнаруживаются трещины усталости и другие дефекты в начальной стадии их появления. Так при использовании магнитной суспензии с черным порошком надежно выявляются поверхностные микротрещины размером: шириной раскрытия от 0,001 мм и более, глубиной 0,01-0,03 мм и более.

Суть метода такова: магнитный поток в бездефектной части изделия не меняет своего направления; если же на пути его встречаются участки с пониженной магнитной проницаемостью, например дефекты в виде разрыва сплошности металла (трещины, неметаллические включения и т.д.), то часть силовых линий магнитного поля выходит из детали наружу и входит в нее обратно, при этом возникают местные магнитные полюсы (N и S) и, как следствие, магнитное поле над дефектом. Так как магнитное поле над дефектом неоднородно, то на магнитные частицы, попавшие в это поле, действует сила, стремящаяся затянуть частицы в место наибольшей концентрации магнитных силовых линий, то есть к дефекту. Частицы в области поля дефекта намагничиваются и притягиваются друг к другу как магнитные диполи под действием силы так, что образуют цепочные структуры, ориентированные по магнитным силовым линиям поля.

В зависимости от магнитных свойств материала, формы и размеров контролируемой детали, наличия на ней немагнитного покрытия применяют два способа контроля:

  • Контроль на остаточной намагниченности
  • Контроль в приложенном поле.

Как уже отмечалось, магнитопорошковый метод широко применяется при контроле деталей подвижного состава, тяговоподвижного состава и моторовагонного подвижного состава железных дорог Украины. Для многих деталей магнитопорошковый метод контроля является фактически единственно возможным. В тоже время парк приборов и установок магнитопорошкового контроля в депо и вагонноремонтных заводах в большенстве своем как технологически, так и морально устарел.

Отвечая потребностям рынка, ООО «Промприлад» начала уделять особое внимание разработкам и производству оборудования для магнитопорошкового контроля.

Обладая значительным научным потенциалом, талантливыми конструкторами и солидными производственными возможностями, ООО «Промприлад» обеспечивает своих заказчиков оборудованием с уникальными техническими характеристиками при высоком качестве и доступных ценах.

Одной из таких разработок компании является изготовленная и поставленная по заказу ОАО «Интерпайп «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» «Установка колес железнодорожного транспорта – УМПК-1». ОАО «Интерпайп «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (НТЗ,г. Днепропетровск, Украина) – это один из 3-х действующих в СНГ производителей более 240 типоразмеров колес и бандажей для железнодорожного транспорта, которые поставляются железным дорогам в более чем 60 стран мира.

Установка отвечает требованиям таких нормативных документов на магнитопорошковый контроль, как ГОСТ 21105, PrEN 13262, ISO 6933, ААR M107, DIN EN ISO-9934-1,2,3. Условный уровень чувствительности магнитопорошкового контроля установки «В» по ГОСТ 21105. Система реализует полуавтоматический магнито-люминисцентный контроль ж/д колес 55 типоразмеров диаметром от 650 мм до 1300 мм со скоростью контроля до 40 колес в час.

Установка магнитопорошкового контроля колес железнодорожного транспорта УМПК-1 производства  OKOndt Group

Структурно система «УМПК-1» состоит из таких основных частей, связанных единой системой управления:

  • механической части;
  • аппаратно-вычислительного комплекса, который в свою очередь состоит из:
    1. пультов операторов;
    2. аппаратно-вычислительного блока;
  • система подготовки и полива магнито-люминисцентной суспензией;
  • система намагничивания и размагничивания колеса;
  • система УФ освещения.

Пост управления магнитопорошковой установкой контроля жд колес УМПК-1 производства OKOndt Group

Основные технические характеристики установки:

  • обеспечивается реализация методов магнитопорошкового контроля колеса в соответствии с:
    1. ГОСТ 21105 «Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод»;
    2. ISO 6933;
    3. PrEN 13262;
    4. DIN EN ISO – 9934 – 1,2,3;
    5. AAR M 107.
  • условная чувствительность магнитопорошкового контроля «В» согласно ГОСТ 21105;
  • обеспечивает выявление поверхностных дефектов минимальной условной длины 2 мм с шириной раскрытия не менее 25 мкм.
  • контроль колес 55 типоразмеров диаметром от 650 до 1300 мм;
  • время перенастройки установки под другой типоразмер не более 30 мин.
  • время контроля колеса не более 1,5 мин.;
  • производительность контроля: 40 колес в час;
  • документирование результатов контроля;
  • возможность интегрирования системы видео-наблюдения для удаленного управления процессом контроля;

Еще одной крупной разработкой компании является магнитопорошковый дефектоскоп МД-83 ПК ІІ У (см. рис.5). Магнитный дефектоскоп применяется в качестве универсального для магнитопорошкового контроля стальных ферромагнитных изделий цилиндрической формы с отверстиями (например: таких как пружины, детали буксового узла, сегменты труб и т.п.), а так же для контроля крупногабаритных деталей пропусканием тока по ним. Намагничивание производится импульсным током.

Магнитопорошковый дефектоскоп МД-83 ПК ІІ У

Рис.5. Магнитопорошковый дефектоскоп МД-83 ПК ІІ У

Основные технические характеристики дефектоскопа:

  • Максимальное значение импульсного тока составляет:
    1. в медном стержне, не менее 10000 А;
    2. в контролируемой детале, не менее 1500 А;
  • Индукция магнитного поля составляет:
    1. при пропускании тока по медному стержню, не менее 1,3 Тл;
    2. при пропускании тока по пружине, не менее 1,3 Тл.
  • Электрическое питание дефектоскопа……………………….. 220 В, 50 Гц;
  • Время непрерывной работы дефектоскопа, не менее восьми часов.
  • Габаритные размеры дефектоскопа, не более…….. 100 мм x 120 мм x 75 мм.
  • Масса дефектоскопа, не более…………………………. 200 кг.

Дефектоскоп успешно работает на заводе ОАО «Донецкгормаш» (г. Донецк, Украина) входящего в состав ЗАО НПК "Горные машины" – объединения крупных машиностроительных предприятий-изготовителей угольного и горнорудного оборудования.

Также ООО «Промприлад» выпускает целый ряд универсальных портативных ручных магнитопорошковых дефектоскопов, таких как электромагнит МД-01ПК (магнитные клещи), МД-4К, МД-4КМ, УниМАГ-01. Эти дефектоскопы могут быть использованы для контроля надрессорных балок и боковых рам тележек вагонов, сварных соединений и т.п.

Ручное намагничивающее устройство (магнитные клещи) МД-01 ПК III У предназначено для выявления поверхностных и подповерхностных дефектов типа нарушения сплошности металла магнитопорошковым методом на локальных участках крупногабаритных изделий путем создания приложенного переменного или постоянного магнитного поля. Блок намагничивающий представляет собой электромагнит с регулируемыми полюсами, позволяющими создавать постоянное и переменное магнитное поле на поверхностях любых ферромагнитных материалов, а также производить размагничивание контролируемых деталей.

Дефектоскоп магнитопорошковый (магнитные клещи) МД-01ПК

Рис.6. Дефектоскоп магнитопорошковый МД-01ПК (магнитные клещи)

Магнитопроводы выполнены из магнитомягкого материала, поверхность магнитопроводов защищена от коррозии гальваническим покрытием. Дефектоскоп может применяться для контроля качества промышленной продукции при ее изготовлении и эксплуатации в различных отраслях промышленности. Дефектоскоп изготавливается в двух исполнениях: 1) питание дефектоскопа от сети 220В; 2) питание дефектоскопа от аккумулятора 12В.

Контроль жд оси и обода магнитными клещами МД-01ПК

Основные технические характеристики дефектоскопа:

  • Тип дефектоскопа……………………………………………………..…………переносной;
  • Размер контролируемого при дефектации участка на поверхности изделия…..0 – 320 мм;
  • Максимальный рабочий ток……………………………………………….. …….…..5(3*) А;
  • Рабочее напряжение……………………………………………..………………….230(12*) В;
  • Частота…………………………………………………………………………..……..50 – 60 Гц;
  • Габаритные размеры………………………………………………..…………...185х175х65 мм;
  • Диапазон рабочих температур…………………………….………минус 40 °С до плюс 50 °С;
  • Масса дефектоскопа в комплекте, не более………………………………..…………5 кг.

*Магнитный дефектоскоп работающий от аккумулятора 12 В.

Дефектоскоп МД-4К (на постоянных магнитах) предназначен для контроля локальных участков крупногабаритных ферромагнитных деталей магнитопорошковым методом. В качестве намагничивающих элементов использованы постоянные магниты, поэтому дефектоскопу не требуется электропитание, что позволяет использовать его в полевых условиях во взрыпо- и пожароопасных средах, строительных площадках.

Дефектоскоп на постоянных магнитах МД-4К

Рис.9. Дефектоскоп МД-4К

Основные технические характеристики:

  • Тип дефектоскопа…………………………переносной
  • Блоки намагничивающие комплектуются круглыми (МД4-4К)………постоянными магнитами
  • Средний размер контролируемого при дефектации участка на поверхности детали ….120 мм
  • Максимальная напряженность поля у полюсов блоков намагничивания, не менее..1100 А/см.
  • Усилие отрыва блоков намагничивания от ферромагнитной поверхности составляет……35-40 кгс.
  • Масса дефектоскопа в комплекте, не более ……….. 70 кг.

Для удобства работы был выпущен усовершенствованный дефектоскоп МД-4КМ, оснащенный набором полюсных наконечников и тросовой перемычкой, которые позволяют качественно проконтролировать детали разнообразной формы и облегчить работу дефектоскописта.

 

Дефектоскоп МД-4К с набором полюсных наконечников

Рис.10. Дефектоскоп МД-4КМ

Одна из последних разработок компании, ультра легкое намагничивающее устройство на постоянных магнитах УниМАГ-1, предназначено для намагничивания участков сварных соединений и поверхностей изделий из ферромагнитных материалов приложенным магнитным полем при обнаружении поверхностных и подповерхностных дефектов в процессе проведения неразрушающего контроля магнитопорошковым методом. Намагничивающее устройство может эксплуатироваться в цеховых, лабораторных, полевых условиях, на высотных объектах и в условиях, где энергоснабжение затруднено или недопустимо по правилам техники безопасности, при температуре окружающей среды от минус 30оС до плюс 50оС и относительной влажности до 95% при температуре 35оС.

Дефектоскоп на постоянных магнитах УниМАГ-01

Рис.11. Дефектоскоп УниМАГ-01

Основные технические характеристики:

  • Тип дефектоскопа…………………переносной;
  • Блоки намагничивания комплектуются постоянными магнитами из сплава Fe-Nd-B
  • Средний размер контролируемого при дефектации участка на поверхности детали……200 мм
  • При номинальном расстоянии между полюсами 200 мм обеспечивается напряженность магнитного поля не менее………… 20 А/см
  • Максимальная напряженность поля у полюсов блоков нвмагничивания, не менее…2400 А/см
  • Габаритные размеры дефектоскопа:
    • цилиндрические пластмассовые корпуса O 35 мм и длиной 120 мм,
    • гибкий магнитопровод длиной 400 мм,
  • Масса устройства - 0,8 кг.

Наша компания предлагает потребителям большой выбор аксесуаров для магнитопорошкового контроля, таких как:

  • Сухие магнитные порошки и порошки для приготовления магнитных суспензий: ПжВ5-71, а также вдущих зарубежных производителей таких как Ely Chemical и д.р.;
  • Готовые к применению суспензии в аэрозолях;
  • Средства для качественного распыления магнитных суспензий;
  • Миллитесламетры;
  • И многое другое.

НПФ «ПРОМПРЫЛАД» разрабатывает и производит как универсальные, так и специализированные магнитопорошковые комплексы. Если перед Вами стоит задача неразрушающего контроля поверхности изделий, наши специалисты разработают и предложат то, что требуется именно в Вашем конкретном случае.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ГОСТ 21105-87 «Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод».
  2. ЦВ – 0052 «Інструкція з неруйнівного контролю деталей та вузлів вагонів магнітопорошковим, вихрострумовим та ферозондовим методами та з випробування на розтягнення».
  3. РД–13–03–2006 . Методические рекомендации а порядке проведения магнитопорошкового контроля технических устройств и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.
  4. ASTM E-1444: Standard Practice for Magnetic Particle Examination.
  5. Шелихов Г.С. Магнитопорошковая дефектоскопия деталей и узлов: практическое пособие. М.: НТЦ «Эксперт, 1995».

Наши партнеры

ASNT-banner logo