Встречайте нас прямо сейчас на 20th WCNDT (South Korea).
Ознакомьтесь с нашим НК оборудованием на стенде CO2.

Ассоциация «ОКО»

Визуальность представления результатов УЗК рельс – залог правильной оценки их состояния


  • Введение

Одной из особенностей ультразвукового контроля (УЗК) рельсового пути по сравнению с УЗК других объектов на железнодорожном транспорте является его многоканальность при многообразии схем прозвучивания, а также огромная протяженность объекта контроля. Следствием этой особенности является сложность восприятия оператором такого объема информации в реальном времени – контроль однониточными и двухниточными тележками как правило производят на скорости 3-4 км/ч – скорости шага оператора.

  • Проблема с применением классических вариантов визуализации

Классический для УЗК вариант представления сигналов – А-Скан (рис 1, а), даже в его адаптации к многоканальному контролю – Multi A-Scan (рис 1, б) подходит лишь для контроля небольших участков рельс. Эти представления не дают возможности увидеть распределение индикаций вдоль рельса, а также требуют значительной квалификации оператора, поскольку далеки от визуальности.

а) А-скан одноканальный

b) multi A-Scan

Рисунок 1 — Отображение сигналов в режиме А-скан

 

Тем не менее, они очень хорошо подходят для настройки и калибровки дефектоскопа. Добавленная нами в режим Multi A-Scan функция удержания сигнала на экране значительно облегчает восприятие индикаций даже на скорости до до 4 км/ч.

  • Традиционное решение: одноканальные и строчные Б-Сканы

Решением проблемы с обзором результатов контроля вдоль рельса является применение Б-Сканов (рис 2, а), зачастую в комбинации с А-Сканами (рис 2 б). Такой вид отображения позволяет как наблюдать «историю» контроля за последние несколько метров пройденного пути на Б-Скане, так и ощутить динамику выявленных индикаций в А-Скане. Однако, здесь не учтена многоканальность контроля, ведь такая картина отображается только для одного – выбранного датчика.

а) Б-скан по одному каналу

б) А-Скан+Б-скна по одному каналу

Рисунок 2 - Отображение сигналов в режиме Б-скан

 

В связи с этим, большинство компаний-производителей используют в своих приборах вместо обычного Б-Скана так называемый строчный (рис 3). Здесь в каждой «строке» объединены Б-Сканы по каналам, соответствующим какой-то контролируемой области. Для квалифицированного оператора этот вид – в том числе и в комбинации с А-Сканом по выбранному каналу или Multi А-Сканом – довольно удобен, хотя все еще не очень визуален.

Рисунок 3 — Режим отображения сигналов в виде строчного Б-скана

 

1 строка — центральное сечение рельса (Например: ПЭП 0°, 45°)
2 строка — Центральная часть головки рельса (Например: ПЭП 70° FWD C , BWD C)
3 строка — Рабочая часть головки рельса (Например: ПЭП 70° FWD L(GF) , BWD L(GF))
4 строка — Не рабочая часть головки рельса (Например: ПЭП 70° FWD R(FF) , BWD R(FF))

  • Максимальная интуитивность восприятия: Natural Мульти Б-Сканы, с визуализацией на сечении рельса

Для повышения визуальности отображения индикаций в многоканальном режиме, мы разработали и внедрили в наши дефектоскопы два дополнительных режима: 1.Natural Multi B-Scan (рис. 4 а); 2. Natural Multi B-Scan+Multiline A-Scan (рис. 4 б), где индикации одновременно со всех каналов отображаются на their natural depths на Б-скане с возможностью визуализации сигналов в Multiline А-скане. В ближайших обновлениях также появится визуализация этих индикаций на сечении рельса (рис 5 б).

а) Natural Мульти Б-Скан

б) Natural Мульти Б-Скан+MultiLine A-scan

Рисунок 4 — Отображение сигналов в режимах Natural Мульти Б-Сканы
 
 

Рисунок 5 – Отображение сигналов в режимах Natural Multi B-scan (вариант 2)

 

Этот вид отображения максимально интуитивно понятен даже неопытному оператору, что значительно снижает процент ошибок оценки обнаруженных индикаций и повышает безопасность движения на железных дорогах.

  • Со звуком веселее

Наше ухо способно свободно различать миллионы sound patterns. Поэтому оператору ничего не стоит буквально за несколько дней привыкнуть к звуковой кодировке индикаций и среагировать на их выявление даже если он пропустил их визуально.

  • Панель каналов – быстрый переход к оценке

При обнаружении индикации одним или несколькими каналами соответствующее поле в панели каналов засвечивается красным, показывая, какие именно каналы обнаружили индикацию.

  • Опыт наших клиентов

Большинство наших клиентов используют в процессе контроля Natural Multi B-Scan или строчный Б-Скан со звуком. При срабатывании автоматической сигнализации дефекта, они нажатием пары кнопок переключаются на Б-Скан+А-Скан (рис. 2) для сработавшего канала для более подробного изучения индикации и ее оценки. А затем возвращаются в многоканальный вид и продолжают контроль.


Наши партнеры

ASNT-banner logo

We use cookies

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.